Экскурсия на Чернобыльскую АЭС: увидеть всё своими глазами


Эта запись также доступна на: Украинский

26 апреля 1986 г. … Эта дата стала поворотной в судьбе 50 000 человек, проживающих в городах Чернобыль, Припять, а также в окрестных сёлах. В этот день произошла крупнейшая за всю историю атомной энергетики катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. История этой трагедии в общих чертах известна каждому жителю Украины: достаточно сказать, что всем тем, кто учился в школах после 1986 г., в том или ином виде рассказывали о катастрофе на 4-м энергоблоке ЧАЭС, о страшных последствиях не столько самого взрыва, сколько распространения смертельной радиации, её влияния на здоровье ликвидаторов аварии и жителей нынешней зоны отчуждения.
Хочу сказать, что одно дело — услышать всё это от учителя или просто от знакомых, прочесть об этом в газете или журнале, увидеть  фотографии оттуда. Другое дело — увидеть всё это своими глазами. Именно это мне и удалось осуществить на минувших выходных благодаря «Экстрим-группе» (Днепропетровск).

Сбор участников экскурсии был организован на ЖД-вокзале в Киеве. Там нас уже ждало 2 автобуса, которые и отправили нас на экскурсию, которая в итоге оказалась посерьёзнее любого реалити-шоу.

Вскоре после катастрофы на Чернобыльской АЭС вокруг станции была установлена так называемая 30-километровая зона — территория, населённые пункты в пределах которой подлежали полной эвакуации. Также был организован строгий дозиметрический контроль транспорта, въезжающего в пределы зоны отчуждения (так называют эту территорию сегодня). В течение 10 лет после аварии уровень радиации в 30-км зоне существенно, в связи с чем здесь появились первые туристы, которые проникали сюда нелегально. Чернобыльскую зону открыли для всех желающих только в 2010 г. Впрочем, украинские власти периодически, с объяснением и без объяснения причин закрывают доступ в зону. Так, зона была закрыта для общедоступного с июня по декабрь 2011 г. в связи с судебным спором между МЧС и Генпрокуратурой Украины. Последняя подала протест на приказ МЧС касательно правил посещения зоны отчуждения. Действующие на текущий момент правила посещения зоны были утверждены в декабре 2011 г.
При подъезде непосредственно к Чернобылю мы сделали остановки на 2 КПП: «Дитятки» (въезд в 30-километровую зону вокруг АЭС) и «Лелюки» (на въезде в 10-километровую зону). Уже после въезда в зону отчуждения к нам присоединились экскурсоводы.


КПП «Дитятки»

Плакат на въезде в зону отчуждения
Мемориал «Звезда Полынь». На табличках перечислены все исчезнувшие в результате аварии на ЧАЭС населённые пункты

Масштаб бедствия, произошедшего 26 лет назад, начинаешь осознавать в полной мере уже после выезда из Чернобыля, когда автобус проезжает мимо заброшенных деревень Лелёв, Копачи. Понимаешь, что когда-то здесь был полноценный населённый пункт, кипела жизнь. Ведь виднеются дома людей, автотранспортные предприятия, больницы, школы, детские сады. А потом вспоминаешь, что перед всем этим за долгие годы уже успели вырасти не просто заросли, а просто-такие огромнейшие кусты и полноценные деревья. Вся эта выросшая растительность — наиболее красноречивый признак, символ того горя, с которым столкнулись люди. Буквально за считанные часы многие из них потеряли всё: здоровье, какие-то планы на жизнь, перспективы. О потерянном имуществе даже и говорить не приходится: по сравнению с более важными вещами это кажется незначительным. Достаточно представить себя на месте этих людей. Наверняка ведь многие родом из вот таких сёл и городков, как здесь. Ну или по крайней мере родственники в таких живут. Вот и представьте, что совершенно внезапно, непонятно почему, вам говорят, что надо съехать. Причём обязательно бросив всё и взяв с собой только какую-то еду. Становится жутко.
Когда я уже вернулся домой, то с помощью интернетовских спутниковых снимков посмотрел на те места, которые мы проезжали. Картина, хочу сказать, не менее впечатляющая: посреди леса вы видите по сути огромный пустырь, на котором от бывших деревень остались только дороги. В той ситуации целые деревни пускали под экскаваторы, поскольку буквально любые наземные объекты представляли опасность для жизни из-за высокого уровня накопленной радиации.

После непродолжительной поездки мы всё же добрались до «виновницы» особого статуса расположенной вокруг местности — Чернобыльской АЭС. Остановка была сделана у отводного канала, который предназначен для отвода нагретой воды от реактора. Уже отсюда открывается хороший вид как на тот самый 4-й энергоблок, так и на 5-й и 6-й энергоблоки, которые уже никогда не будут достроены.


4-й энергоблок Чернобыльской АЭС
Недостроенные 5-й и 6-й энергоблоки

Кстати сразу хочу сказать, что погода в день поездки как нельзя лучше соответствовала настроению местности, в которую мы попали. Сплошная облачность периодически сменялась ярким солнечным светом сквозь тучи. Вкупе с необычным ярко-голубым небом всё это создавало несколько апокалиптичное настроение.

Буквально через 10 минут добрались непосредственно к въезду на Чернобыльскую АЭС, где со смотровой площадки на расстоянии буквально пары сотен метров можно было наблюдать знаменитый чернобыльский саркофаг (объект «Укрытие»). Здесь же стало понятно, что, несмотря на закрытие станции в декабре 2000 г., здесь по-прежнему работает очень много людей. Ведь остановка АЭС — это достаточно длительный процесс. Помимо сотрудников самой станции, высокий уровень активности проявляет французский консорциум Novarka. По всей территории ЧАЭС в изобилии развешена реклама компании, которая в 2009 г. выиграла тендер на строительство нового саркофага на ЧАЭС стоимостью 550 млн. долларов. Кстати сам процесс тоже нагляден: новый саркофаг строится прямо напротив старого.

Разрушенный 4-й энергоблок ЧАЭС, объект «Укрытие»

Строительство нового саркофага французской компанией Novarka

Заключительный, но, на мой взгляд, наиболее интересный пункт поездки — это заброшенный город Припять — город-спутник ЧАЭС, построенный специально к её открытию. На момент аварии  в городе проживало 50 000 человек. На самом деле количество людей не очень большое, но для них по тем временам были созданы очень хорошие условия для жизни. В небольшом городке функционировало целых 15 детских садов, 5 школ, 25 магазинов, 27 заведений общепита на 5 535 посадочных мест, 10 спортзалов, 3 бассейна. Такими показателями даже сегодня могут похвастаться далеко не все считающиеся благополучными города. Помимо сухих числовых показателей Припять, как и другие атомограды, до катастрофы отличалась исключительно хорошей экологической обстановкой. И. Иванов так описывает типичный город атомщиков (это можно отнести в т.ч. к Припяти)

Представьте: чудный сосновый лес, тенистое шоссе — внезапно лесные великаны отступают в стороны и вперед выдаются городские многоэтажки — много домов, и безо всякого перехода — никаких там бараков, традиционных складов и грязной промзоны в качестве прелюдии к собственно жилым кварталам. Этакий город будущего — экологичный и со всеми удобствами, — вышел из подъезда и прямо в лес попадаешь.

Вся эта идиллия рухнула в одночасье 27 апреля 1986 г., когда власти объявили об эвакуации города. Эвакуация проводилась при помощи огромного количества автобусов из окрестных населённых пунктов, в т.ч. из Киева. Было запрещено брать с собой личные вещи, многие люди эвакуировались буквально в домашней одежде. С целью недопущения паники население заверяли, что эвакуация временная, и через 3 дня люди смогут вернуться домой. В реальности же люди уезжали навсегда… По причине столь быстрой эвакуации город сохранился практически в неизменном состоянии на момент аварии. Когда находишься здесь, то кажется, что время остановилось. Как выразился один из наших экскурсоводов, «Припять — это такой себе заповедник совка». Вывески на зданиях, дорожные знаки, телефонные будки, отделы в местном универмаге (который очень похож на современные супермаркеты), аттракцион «Машинки», колесо обозрения в парке — всё не меняется вот уже 25 лет. Увиденно здесь, конечно, очень впечатляет и заставляет задуматься о том, что в этой жизни действительно ценно. Ведь мы сегодня так часто не ценим кажущиеся естественными вещи: здоровье родных и близких, ощущение дома, свою квартиру, возможность нормально есть, спать в тёплой кровати в конце концов.
Глубоко убеждён, что это место должно посетить как можно большее количество людей, чтобы сложить полноценное представление о трагедии на ЧАЭС — не только по рассказам знакомых или по прочитанному в интернете, а постояв непосредственно возле разрушенного энергоблока и пройдясь по улицам города-призрака — Припяти…


Стелла на въезде в город

Больше фото смотрите на Яндекс.ФоткахВ контакте или на Facebook.

Ну и напоследок — найденное на просторах интернета весьма показательное видео о Припяти до и после катастрофы. Обязательно посмотрите:


Запись опубликована в рубрике Поездки с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Один комментарий на «Экскурсия на Чернобыльскую АЭС: увидеть всё своими глазами»

  1. Уведомление: Необыкновенные приключения турклуба «Котэ» в России | SoloWay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *