Фильм «Поводырь»: закрой глаза, смотри сердцем


Афиша фильма "Поводырь"Вчера в харьковском кинотеатре «Восемь с половиной» состоялось событие, которое может иметь долговременные положительные последствия для всего украинского кинематографа. Отечественное кино находится в постоянной спячке уже лет 20: в Украине его уже давно и всерьёз вытеснили зарубежные фильмы. Под «зарубежными фильмами» мы понимаем преимущественно продукт американский, рассчитанный на самого массового потребителя. Т.е. в том числе и на тех людей, которые не будут ходить в кино осознанно и вдумчиво и уж точно не будут делать на основании увиденного какие-то выводы относительно своего образа жизни. Такие фильмы часто называют «попкорн-фильмами», потому что под них действительно классно и ненапряжно жевать попкорн и попивать пиво во время сеанса. 

Фильмов же, которые действительно заставляют задуматься, очень мало. В США и Европе их снимают достаточно редко, ну а об Украине и говорить не приходится. Для нас до вчерашнего дня было за счастье увидеть хотя бы пару-тройку полнометражных фильмов отечественного производства. О чём они, как сняты, какой уровень актёрского мастерства – это уже вопрос десятый.

Афиша фильма "Поводырь"Похоже, что эту очень-очень грустную тенденцию наконец-то удаётся переломить. Подтверждение тому – вчерашний допремьерный показ фильма Леся Санина «Поводырь». В картине речь идёт о событиях начала 30-х годов XX века в УССР – времён индустриализации, коллективизации, голодомора, массового уничтожения интеллигенции. В тот момент к реализации масштабных проектов в Советском Союзе активно подключались иностранные специалисты (инспецы), которые прибывали преимущественно из США и Германии. Как раз об одном из таких специалистов – американце Майкле Шемроке и его сыне Питере – и идёт речь в фильме. Майкл с сыном приезжает в Харьков и планирует обменять трактор на зерно. Шемрока встречает специалист по работе с иностранцами Владимир и делает ему выгодное предложение. Майкл в результате остаётся в СССР, получает хорошую работу, но взамен обязуется называть себя американским коммунистом, который приехал строить тракторный завод.

Во время праздника по случаю выпуска первого трактора в Харькове один из руководителей УССР тайком передаёт Майклу секретные документы о готовящихся в Украине репрессиях и просит передать их британскому журналисту, работающему в Москве. На следующее утро перед отъездом в Москву Майкл прячет бумаги в книге у Питера. Но внезапно случается несчастье: в поезде на Майкла нападают и в итоге убивают его. Питер становится случайным свидетелем убийства отца.

Афиша фильма "Поводырь"Питеру только каким-то чудом удаётся уйти от преследователей – всё благодаря слепому бандуристу Ивану Кочерге.

Тем временем органы госбезопасности в Москве фабрикуют дело об «убийстве американского коммуниста в Харькове», обвиняют в этом местное украинское руководство и начинают репрессии. Владимир получает приказ любой ценой найти мальчика и документы, с которыми он ушёл.

А Питер в это время всё больше общается со слепым и стаёт его поводырём. Путешествуя по Украине с кобзарём, мальчик очень быстро взрослеет, узнает цену настоящей дружбе, верности, преданности. Он своими глазами наблюдает примеры настоящей человеческой радости и глубокого горя, видит как светлые краски жизни, так и её тёмную сторону, непосредственно связанную со смертью.

В фильме удивительным образом сконцентрировался целый спектр человеческих эмоций, переживаний, самые разные грани жизни. Есть здесь, конечно, и любовь, очень разная любовь – начиная от очень страстных чувств и заканчивая спокойной и глубокой любовью, которая наполняет героев как бесконечно мудрый и тёплый океан.

В фильме всё к месту и вовремя: каждый актёр на своём месте, музыка в целом и отдельно звучание бандуры настраивают зрителя на нужный лад. Даже пейзажи, местность, города, в которых происходит действие фильма – всё это тоже отдельные заслуживающие внимания герои картины. Вообще фильм снят в высочайшем качестве. Считаю, что по общему уровню мастерства режиссёра, оператора, актёрской игры, а также по сильнейшему эмоциональному накалу отдельных сцен «Поводырь» ничем не уступает зарубежным фильмам.

Не случайно именно «Поводырь» был отобран Украинским Оскаровским комитетом на соискание премии «Оскар» 2015 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

2014-11-01_Povodyr_04Я хотел попасть и таки попал на допремьерный показ по двум основным причинам. Во-первых, как уже писал выше, «Поводырь» – первый за длительное время украинский фильм, который массово покажут не только на зарубежных кинофестивалях, но и он также массово пойдёт в прокат в 150 украинских кинотеатрах. Масштабы продвижения фильма, конечно, уступают тем самым «попкорн-фильмам», но по сравнению с другими украинскими фильмами прогресс феноменальный. Достаточно просто выйти на улицу и заметить, что весь город завешан рекламой фильма на билбордах, лайтбоксах и прочих носителях.

Трактор ХТЗ № 6 на съёмках фильма "Поводырь"Во-вторых, в создании картины в качестве консультанта принимал участие мой друг Максим Розенфельд. Вместе с режиссёром Лесем Саниным они авантюрно решили далеко не один вопрос. Выбор мест съёмки, сооружение декораций, подбор редкого реквизита – это далеко не полный спектр вопросов, по которым велось сотрудничество. Для понимания просто приведу пару примеров, о которых Максим неоднократно упоминал на своих экскурсиях и лекциях. При непосредственном участии Максима удалось заполучить трактор с конвейера харьковского тракторного завода. Причём не какой-нибудь макет, а самый настоящий трактор в рабочем состоянии, способный передвигаться самостоятельно. Порядковый номер этого чуда техники – 6 (!). Это означает, что данный трактор вышел шестым с конвейера новенького завода, скорее всего, непосредственно в день открытия предприятия.

Летатлин на съёмках фильма "Поводырь"Во время съёмок также удалось в рекордно короткие сроки (3 дня!) соорудить максимально приближённый к оригиналу макет так называемого «Летатлина» – летательного аппарата, сооружённого одним из столпов русского авангарда Владимиром Татлиным и его помощниками. Летатлин – это живой символ той эпохи, символ мечты, надежд на светлое будущее, которое, как тогда оказалось, уже вот-вот наступит, уже совсем рядом.

А теперь пару слов об организации допремьерного показа. В Харькове он прошёл в рамках всеукраинского промо-тура в кинотеатре «Восемь с половиной». Фильм показывали одновременно в двух небольших залах. За пару дней до сеанса билеты ненадолго появились в продаже, и ваш покорный слуга успел выхватить себе парочку. 🙂

За полчаса до начала сеанса режиссёр фильма Лесь Санин дал небольшую пресс-конференцию для местных журналистов, а после фильма состоялось уже более предметное и обстоятельное общение с харьковчанами. Как перед показом фильма, так и после него Лесь произвёл очень приятное впечатление человека, который не просто отлично знает своё дело, но и вместе с тем является человеком с высочайшим уровнем личностного развития, настоящим гражданином своей страны и патриотом.

Важно отметить, что на первый показ «Поводыря» в Харькове были приглашены слепые люди, представляющие различные харьковские общественные организации. В этот же день Лесь Санин представил пока ещё уникальную для Украины технологию тифлоперевода, позволяющую слепым полноценнее смотреть фильмы благодаря голосовому описанию происходящего на экране. Технология была, собственно, сразу же и опробована при просмотре фильма. А всё необходимое оборудование останется в «Восемь с половиной» и сможет применяться в дальнейшем в том числе и для зарубежных фильмов.

К сожалению, в бочке мёда не обошлось и без ложки дёгтя. Вернее, пары ложек. Первая ложка – неразбериха с размещением зрителей по местам в зрительском зале. Несмотря на купленные билеты на хорошие места в центре зала, после доооолгих разбирательств администратор посадила нас на крайние места в последнем ряду, перед этим потратив минут пять на поиск мест в ещё одном зале. Напоминаю, что до начала фильма как раз оставалось 5 минут. С другой стороны, здесь, конечно, был и маленький плюс: у меня в момент этой неразберихи минуты за три успела взять интервью журналистка видеоканала «Первая столица». Так что ждите звезду на телеэкранах :). Если интервью будет опубликовано в сети, то дам ссылочку.

Вторая ложка более печальная – наши люди. Уже после начала фильма в зал зашли с опозданием три человека, каждый из которых держал в руках по бутылке пива и по ведру попкорна (!). Сразу возникло ощущение, что ребята перепутали зал. Но нет, они никуда не ушли, остались и пролезли на свои места, растолкав по ходу дела тех самых слепых, которых пригласили на сеанс. Дальше – больше. Ближе к средине фильма один из них снова полез расталкивать сидящих рядом людей, вышел, а через 5 минут вернулся – не падайте со стула… – с четырьмя бутылками пива и пачкой чипсов (!). О посторонних звуках и запахах далее по ходу фильма я умолчу, и так понятно.

Но в целом эти досадные мелочи не испортили общее впечатление. Фильм отличного качества, цепляет, вызывает в зрителе искренние эмоции. И что более важно, в очередной раз подтверждает уже устоявшееся во мне ощущение, что в нашем обществе сейчас, несмотря на множество страшных косяков, зарождается основа для светлого будущего. Я уже отмечал это после посещения конференции AI Ukraine, и вот сейчас получаю и вам передаю очередной знак того, что жизнь не просто продолжается, а вновь начинает цвести буйными красками. Чтобы в этом убедиться лично, всем вам рекомендую сходить 12 ноября в кинотеатр на фильм «Поводырь», получить удовольствие и пищу для ума ну и, конечно, поддержать хорошее украинское кино!

kinopoisk.ru


Запись опубликована в рубрике Фильмы с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *