Сегодняшняя заметка будет полезна всем тем, кто хотел бы съездить за границу, но при этом убеждён, что это всё сложно, дорого и вообще нереально. Хочу поделиться своим опытом весьма важного и далеко не всегда занудного этапа (как часто принято считать) этапа поездки — её планирования. Ведь правильное и своевременное планирование — залог интересной поездки за умеренные деньги. 🙂 Я сам длительное время находился в плену некоторых стереотипов, которые мешали начать ездить раньше. В связи с этим считаю необходимым поделиться своим опытом.
С самого начала несколько уточнений. Во-первых, здесь речь идёт конкретно об опыте поездок в страны Шенгенского соглашения, так как эта тема представляется наиболее интересной на сегодняшний день. С путешествиями внутри Украины тоже есть свои особенности, но там организация поездки всё же несколько проще хотя бы потому что не нужно заниматься оформлением визы и в большинстве случаев не нужно думать о билетах на самолёт.
Во-вторых, у меня (по крайней мере пока! 🙂 ) нет платёжной карты с миллионом долларов на счету, поэтому в значительной мере будем говорить о том, как можно оптимизировать свои затраты. Разумеется, вопрос этот очень индивидуальный: кто-то готов экономить вообще на всём, а кому-то неприемлемо сокращать расходы, например, на еду (ну хочет человек, например, откушать чего-то очень особенного местного). В связи с этим я могу предложить своего рода конструктор, разложив затраты по ключевым направлениям, а дальше читатель уже сможет на этом основании сам решить, что для него важно, а что — нет.
В-третьих, я прекрасно понимаю, что мой опыт не позволяет покрыть все возможные случаи из жизни. Поэтому стоит всё это воспринимать лишь как набор соображений человека, который успел поездить по нескольким странам Западной и Восточной Европы. С другой стороны, все свои соображения я могу подкрепить живыми примерами.
Итак, с чего всё обычно всё начинается? На мой взгляд, раздумывать о будущем путешествии следует, держа в голове следующие факторы:
- А куда я, собственно, хочу поехать?
- У меня есть на это деньги? Если не могу сразу всё оплатить, могу ли оплатить в течение 2-3 месяцев по частям? Готов ли я занять денег для оплаты затрат на поездку? Готов ли я за что-то заплатить задолго (иногда очень задолго) до поездки?
- Я не боюсь летать на самолётах? Готов ли потратить какое-то время на составление оптимального набора перелётов?
- Насколько длинным будет маршрут? Сколько населённых пунктов я планирую посетить в течение поездки?
- Я готов к ночным переездам?
- Нужна ли мне будет виза? Если да, то:
- Насколько её сложно оформить?
- Готов ли я потратить время на сбор документов и запись в визовый центр?
- Готов ли я оплатить сбор за оформление визы? Вопрос нетривиальный, потому что я, например, знаю людей, которые принципиально не оформляют шенгенские визы, так как не понимают, с чего вдруг они должны «выбросить на ветер» 55 евро.
От ответа на каждый вопрос сильно зависит объём необходимого времени, денег и усилий для того, чтобы подготовить свою поездку. При этом часто ответ на один вопрос часто зависит от ответа на другие вопросы. В основном всё сводится к самому очевидному — соотношению своих хотелок и своих возможностей.
Транспорт: въезд и выезд из Шенгенской зоны
Как я уже писал выше, у меня нет миллиона, поэтому я всегда стараюсь выработать разумный компромисс между собственными желаниями и количеством денег в наличии. Если въезд и / или выезд в Шенгенскую зону планируется с помощью самолёта, есть смысл в первую очередь заняться авиабилетами, так как билеты на самолёт, как правило, занимают достаточно существенную долю в общем бюджете на поездку. Вместе с тем, если ставится цель приобрести авиабилеты по минимально возможной цене, даты вылета из Украины и возвращения на родину и определят конкретные даты вашей поездки.
С целью планирования перелёта можно воспользоваться замечательным сервисом SkyScanner. Сервис позволяет подобрать наиболее выгодные даты для перелёта и при этом обладает целым рядом гибких настроек. Можно выбрать как перелёт в одну сторону, так и перелёт туда и назад, задать количество путешественников, выбрать страну или город вылета и страну или город назначения, определиться с диапазоном дат вылета. Получив от пользователя вышеперечисленные параметры, SkyScanner просканирует сайты всех ведущих авиакомпаний на предмет наиболее выгодных цен на выбранное направление.
Среди интересных возможностей, с помощью которых можно изначально планировать направление путешествия (например, если оптимизация расходов приоритетнее, чем выбор конкретного направления) — выбор самого дешёвого месяца для поездки и возможность НЕ выбирать страну или город назначения. В таком случае сервис предложит вам самый дешёвый месяц для перелётов и / или отсортирует страны назначения по стоимости перелёта, начиная с самых доступных направлений. В качестве примера — результат запроса стоимости перелёта для одного человека из Украины в любые страны с подбором самого дешёвого доступного месяца для перелёта (по состоянию на 20 июня) на скриншоте справа.
Как видим, самые дешёвые направления из Украины — это Польша, Литва и Венгрия. Забегая наперёд, отмечу, что эти три страны будут появляться в большинстве случаев при поиске прямых авиабилетов из Украины, так как именно туда предлагает билеты единственный лоукост, работающий в Украине, — WizzAir.
А теперь осуществим поиск с точно такими же параметрами, но из Польши. Увидим такую картину:
Ситуация гораздо привлекательнее, не правда ли? А причина в тех же самых лоукостах. У того же WizzAir сеть рейсов из Польши и по самой Польше значительно развитее. Кроме того, в стране действует самый известный европейский лоукост RyanAir. Всё это даёт возможность путешествовать по Польше, либо из Польши в другие европейские страны по стоимости, сопоставимой с ценой билета в наших железнодорожных плацкартах. Вот, например, авиабилет за 56 грн. на рейс Варшава — Гданьск на 7 июля:
Учитывая вышеизложенное, сама собой напрашивается идея использования ближайших к Украине стран, входящих в Шенгенскую зону, в качестве отправных точек для поездок по всей Европе. Это прежде всего касается Польши, Венгрии и Литвы. Первые две — соседи Украины, поэтому туда можно быстро и недорого добраться как наземным транспортом, так и на самолёте, благодаря WizzAir. В Литву также можно долететь и доехать наземным транспортом. Но конкретно в этом случае чаще всего стоимость перелёта будет сопоставима с переездом на автобусе или поезде. Для кого-то это даже может быть преимуществом, если летать на самолётах — не вариант.
А теперь пара ложек дёгтя, а точнее, условий, при которых возможен вышеуказанный порядок цен. 🙂 Во-первых, после того, как вы нашли интересную цену на SkyScanner, нужно сразу же проверить её, нажав на кнопку «Посмотреть» возле интересующего рейса. Если цена на перелёт не изменилась, то SkyScanner просто перенаправит вас на сайт авиакомпании с уже введёнными параметрами поиска. Поскольку цены на авиабилеты у лоукостов могут очень быстро меняться в зависимости от времени до рейса, заполненности самолёта и других факторов, существует вероятность, что цена, зафиксированная в SkyScanner, уже не соответствует действительности. В этом случае при нажатии на кнопку «Посмотреть» SkyScanner выдаст сообщение об изменении цены, отобразит свежую цену и предложит выкупить билет уже по новым условиям.
Во-вторых, все вышеуказанные сказочные цены чаще всего возможны при соблюдении трёх условий: вы покупаете авиабилеты заранее (в случае с вылетом из Украины чаще всего минимум месяца за три до поездки, в случае с полётами внутри Шенгенской зоны — за 3-4 недели), едете без большого багажа и проходите регистрацию на рейс в интернете. При этом понятия «багаж» и «ручная кладь» у разных авиакомпаний тоже могут отличаться, из-за чего стоит очень внимательно просматривать определения этих понятий. Обычно багаж и ручная кладь имеют ограничения по максимальному весу и / или линейным размерам сумки. Как правило, о том, что стоит об этом задуматься, авиакомпания сама предупредит вас несколько раз в ходе покупки билетов. Отдельная песня — перевозка специфического багажа (музыкальные инструменты, спортивное снаряжение большого размера, велосипеды, домашние животные и т.п.).
Если брать конкретно WizzAir, то авиакомпания разделяет мелкую и крупную ручную кладь. Мелкую ручную кладь (вес до 15 кг, размеры сумки до 42x32x25 см) можно провозить в салоне самолёта бесплатно. Если ручная кладь явно похожа на ручную кладь, то никто не будет проверять её вес и линейные размеры. 🙂 Во всяком случае, я с таким никогда не сталкивался. А вот, к примеру, у RyanAir несколько иные требования к багажу:
А вот если вещи в такую сумку не помещаются, то придётся доплачивать. За единицу крупной ручной клади (вес до 15 кг, размеры сумки до 56x42x25 см) при вылете из Киева нужно будет заплатить 420 грн., за единицу багажа весом до 23 кг — 750 грн., за большой багаж весом до 32 кг (редко когда требуется) — 1 050 грн. Если вы вдруг забыли зарегистрироваться на рейс в онлайне, то на стойке регистрации выложите дополнительно 300 грн. Да, и багаж надо тоже оплачивать заранее. В противном случае в аэропорту вы дополнительно заплатите 1-1,5 тыс. грн. за каждую единицу крупной ручной клади или багажа. Таким образом, если все эти мелочи не учесть, то стоимость билета на лоукост-рейс сравняется с билетом на рейс обычной авиакомпании. Чтобы этого избежать, нужно просто быть очень внимательным при покупке билетов. На графике ниже приведено сравнение стоимости авиабилета для различных типовых обстоятельств покупки этого авиабилета.
Если вы планируете летать часто, т.е. два или более раза в год, есть смысл рассмотреть приобретения членства в Wizz Discount Club, которое даёт возможность получения скидок как на сами авиабилеты, так и на различные дополнительные услуги типа оплаты багажа или возможности пронести на борт дополнительную небольшую единицу ручной клади. Довольно часто стоимость билета с учётом скидок практически вдвое ниже стандартной стоимости. Именно за счёт за 2-3 полёта и окупается стоимость годовой подписки на Wizz Discount Club, которая на сегодняшний день стоит 900 грн. В качестве примера: по данным за 23 июня участники Wizz Discount Club получали вот такие преимущества на покупку билетов и дополнительных услуг по маршруту Киев — Вильнюс:
Ну и последнее, на что стоит обратить внимание, это на ограничения на вещи, которые можно перевозить в ручной клади. Это в основном касается жидкостей и запрещённых к перевозке предметов. К жидкостям относятся: вода, любые напитки, дезодоранты, зубная паста, любые спреи, гели и пенки для бритья. Всё вышеперечисленное можно перевозить в ёмкостях объёмом до 100 мл. Если вдруг выяснится, что что-то превышает данный лимит, то вы пройдёте досмотр багажа только если выбросите всё «лишнее». При этом важно учитывать, что объём учитывается не по фактическому количеству жидкости, а по объёму ёмкости, в которой находится эта жидкость. То есть, например, не получится пронести воду на донышке в полуторалитровой бутылке или ёмкость на 250 мл с шампунем, которого в ней осталось три капли. Всё это тоже попросят не проносить с собой на рейс.
Подозрение могут вызвать любые колюще-режущие предметы: ножи, ножницы и т. п. Чтобы спокойно осуществить посадку на рейс, все эти вещи лучше предварительно упаковать в багаж, если он у вас есть. Или просто потом купить всё, что нужно, в месте назначения. Благо что стоит всё это недорого.
Уведомление: Планирование путешествий. Автобусные билеты на ticket.bus.com.ua | SoloWay