Харьковское EcoTaxi — демо-версия смерти двигателей внутреннего сгорания


Харьковское EcoTaxi

Nissal Leaf. Фото из группы EcoTaxi ВКонтакте

Сегодня одним из основных ньюзмейкеров в автомобильном мире и в целом в мире перевозок является Элон Маск — основатель и идейный вдохновитель компании Tesla Motors. Фишка всем известной компании — производство электромобилей и их активное продвижение в повседневную жизнь по всему миру. Результат этой работы не заставил себя долго ждать: электрокары стремительно набирают популярность, особенно быстрый рост при этом наблюдается в странах с высокой стоимостью топлива. Этим в частности объясняется взрывообразный рост продаж электроавтомобилей в скандинавских странах.

А как с этим обстоят дела в Украине? До недавнего времени попробовать возможности электроавтомобилей в деле могли лишь специализированные автомобильные СМИ в ходе различных тест-драйвов. Ну а приобрести себе сие чудо техники могли и вовсе только очень состоятельные люди, так как стоимость электромобился пока всё ещё выше стоимости традиционных аналогов. Говорить о «простых смертных» и вовсе не приходилось: попробовать электрокар на практике не было никакой возможности.

Ситуация изменилась в 2015 г., когда в Харькове начала действовать служба EcoTaxi, таксопарк которой на 100% состоит только из электромобилей Nissan Leaf. В связи с этим прокатиться на электрокаре получили возможность все желающие — благо стоит это не дороже, чем традиционное такси. Вчера мне тоже наконец-то представилась возможность прочувствовать и своими глазами увидеть новое слово в мире автомобилей. 

Задача состояла в том, чтобы поздним вечером добраться с Новых домов на Алексеевку. Сразу скажу, что момент с вызовом такси и ожиданием — это недостаток, с которым сталкиваешься сразу и, как мне видится, именно на этом моменте у службы отваливается большинство клиентов. Машина заказывается как обычно — по телефону. Девушка принимает заказ, вроде всё ок. Но через 5 минут перезванивает и уточняет, готов ли я минут 20 подождать. Хорошо, подождём — желание опробовать новинку перевешивает желание побыстрее двинуться в путь. 🙂 Тем более что вечера пятницы и субботы — традиционное время запары для любых таксистов.

Проходит 20 минут — нет звонка. Проходит ещё 20 минут — и я понимаю, что, видимо, затея с ЭкоТакси оказалась неудачной и набираю оператора, чтобы отменить заказ. На том конце провода мне не очень вежливо сообщают, что мне надо ещё подождать, а машина через 2-3 минуты будет. Проходит 10 минут — и ура, машина таки приезжает.

Встречает нас очень доброжелательный водитель, сразу видно отличие от традиционного образа таксиста, непонятно как одетого и любящего шансон, пиво, семечки. За время поездки наш общительный таксист полностью ввёл нас в курс дела, вопросов-то у нас, понятно, было много — интересно же. 🙂

Вначале хочу сказать о том, что не имеет отношения собственно к электрокару — о культуре обслуживания. К водителям в EcoTaxi есть определённые требования. Во-первых, нормальный внешний вид. Как нам пояснил водитель, все таксисты службы обязаны выходить на работу в рубашке. Во-вторых, им даже ограничили круг тем, на которые можно говорить с пассажирами (!). Это, конечно, в первую очередь спасает клиентов от бесконечных и бессмысленных рассуждений таксистов на политические темы — лично я с таким сталкиваюсь реально каждый второй раз, когда возникает необходимость ехать на такси. С другой стороны, как я понял, ответы на типичные вопросы клиентов об электромобилях приветствуются. На самом деле круг вопросов достаточно типичен и в этой статье мы, собственно, практически о всех из них поговорим. У водителя даже возникла мысль записать аудиотрек в стиле «Вас приветствуют авиалинии EcoTaxi, мы — это …, мы предоставляем такие услуги: …, электромобили — это…» или в этом же стиле куда-нибудь приклеить FAQ. 🙂 В общем, уже только вменяемые таксисты — это жирный плюс для любой службы такси и аргумент воспользоваться услугами EcoTaxi, даже если вы равнодушны к новым технологиям.

Второе преимущество электрокаров, которое понравится в том числе равнодушным к новым технологиям — это стоимость обслуживания. Она значительно меньше по сравнению с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания, потому что, во-первых, не надо покупать бензин / газ, во-вторых, обслуживание самого двигателя проще («Замена масла? Не, не слышал»).

Конкретно в ситуации такси это выливается в снижение тарифов для конечного потребителя. Уже сейчас, когда EcoTaxi пребывает фактически в младенческом состоянии (всего 12 электрокаров в таксопарке, небольшое количество зарядных станций), стоимость поездки оказывается меньше, чем у традиционных служб такси. Как заявляет служба, стоимость перевозки составляет 30 грн. за первый километр + 3,50 грн. за каждый последующий.

В нашем случае такой тариф вылился в 86 грн. общей стоимости поездки. Всего 17 км: 30 км за первый километр + 3,50 * 16 = 86 грн. Также стоит отметить, что EcoTaxi даёт постоянную скидку клиентам 10%, которая привязывается к номеру телефона (наша цена была без скидки). Для сравнения, у аналогичных традиционных служб стоимость как минимум находится в тех же пределах. А если брать ту службу, которой я обычно пользуюсь, за точно такой же маршрут они просят 92-95 грн.

А теперь если представить, что всего машин не 12, а 120, и заправочных станций тоже в 10 раз больше и они есть во всех районах города, то становится очевидно, что потенциал снижения цены далеко не исчерпан. Сейчас тариф такой какой есть, потому что машин всё ещё мало, а значит стоимость обслуживания в расчёте на один автомобиль относительно высокая. Но при этом совершенно точно понятно, что есть смысл развиваться, увеличивая численность машин в таксопарке. Собственники EcoTaxi это понимают, поэтому в ближайшее время планируют увеличить численность автомобилей в 4 раза, что само по себе тоже не предел.

Это приведёт в первую очередь к дальнейшему удешевлению электрического такси, что может повлечь за собой тектонические сдвиги на харьковском рынке услуг такси. Кроме того, благодаря расширению сети зарядных станций постепенно будет уходить в прошлое такое неудобство как закладывание возможности доезда до зарядной станции в маршрут. То есть если предположить, что от конечного пункта назначения поездки до зарядной станции возле «Радмира» на Академика Павлова километров 10, водитель должен постоянно держать в уме необходимость возвращения «на базу». На данный момент водители EcoTaxi кстати действительно держат этот нюанс буквально в уме, потому что система никаким образом не учитывает зародышевое состояние заправок и их малую распространённость.

Интерьер салона Nissan Leaf

Интерьер Nissal Leaf. Фото из группы EcoTaxi ВКонтакте

А теперь о маленьких приятностях для пассажиров в Nissan Leaf, а значит и в EcoTaxi. Молодёжи, конечно же, придётся по душе Wi-Fi-интернет в салоне, а также маленькие телевизоры, встроенные в подголовники передних кресел. В нашей машине правда такого не было, но, судя по материалам официальной группы EcoTaxi в соцсети ВКонтакте, в других автомобилях таксопарка эта опция присутствует.

Молодёжи, да и вообще любому пассажиру, придётся по душе система климат-контроля в салоне, которая включает как кондиционер, так и встроенную «печку», которая благодаря отсутствию бензина в автомобиле совершенно не воняет и при этом очень быстро разогревается (это нам как раз смогли продемонстрировать). Обратная сторона медали — при работающем кондиционере или обогревателе максимальное расстояние езды сокращается. Также стоит отметить, что, помимо привычных климатических приспособ, в салоне работает подогрев передних кресел. То есть буквально все части вашего тела будут путешествовать в тепле и уюте. 🙂

Наконец, электрокар просто банально тише ездит. Поскольку никакого внутреннего сгорания нет, вы уже не услышите здесь привычный шум мотора, а во время остановки на светофоре можно и вовсе подумать, что вы заглохли: машина вообще никаких звуков не издаёт. Это на первый взгляд хорошо, но, как утверждает водитель, это начинает давить на мозги, когда на улице тоже очень тихо (например, часа в 3 ночи).

Все эти приятные и не очень особенности безусловно вызывают интерес у харьковчан: кто-то специально вызывает такси, чтобы просто проехаться на новинке (сейчас доля таких пассажиров весьма велика), также электромобиль привлекает внимание других водителей. Они, конечно, больше интересуются техническими нюансами, как-то: за сколько секунд авто разгоняется до 100 км/час, сколько можно проехать на одном заряде, долго ли заряжается. После выяснения подробностей люди, которые планируют в ближайшее время покупать автомобиль, крепко задумываются о том, а не купить ли им именно электрокар.

В целом такой всеобщий интерес к новому типу автомобилей идёт им только на пользу. Доказанный выигрыш в стоимости обслуживания машин и в тарифах на перевозку в случае с такси вместе с запланированным расширением таксопарка и сопутствующей инфраструктуры дают альтернативным службам такси хорошие шансы побороться за значительное увеличение своей доли на рынке пассажирских перевозок. А заодно они таким образом приобщат к техническим новинкам самые широкие слои населения, что в свою очередь позволит сделать электрокары ещё доступнее. Остаётся лишь пожелать энтузиастам, рискнувшим начать внедрять электромобили для массового потребителя, настойчивости в достижении собственных целей и скорейшей их реализации! 🙂


Запись опубликована в рубрике Харьков с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *