История одного района


Никогда бы не подумал, что начну писать блог, но сегодня всё-таки решил попробовать. Скорее всего, сюда буду писать о том, что меня больше всего интересуют. Многие знают, что очень сильно интересуюсь родным городом, его историей, чем он дышал вчера и какой он сегодня. В частности, в последнее время заинтересовала тема истории отдельных районов города. Начну, пожалуй, с одного из самых старых районов Харькова — ХТЗ. Да-да, именно с ХТЗ. О нём можно писать очень долго. И не только потому что я с недавних пор здесь постоянно обитаю. Буквально на прошлой неделе у меня завязалась интересная переписка с Вадимом Эммануиловичем Алёшиным, внуком того самого Павла Алёшина, который известен прежде всего своими архитектурными шедеврами в Киеве, с большинством из которых любопытный читатель может ознакомиться здесь и здесь.
Основной стереотип касательно ХТЗ у больинства населения Харькова — это то, что это самый стрёмный район в городе, что туда заходить и днём опасно — в общем, разгуляйся, криминал. Ну а о том, что здесь есть на что по
смотреть — об этом речь как бы и не заходит. Но это, естественно, не так! 🙂 (иначе я бы всё это не писал).
Сначала немного истории. Изначально посёлок ХТЗ проектировался как отдельное поселение для рабочих будущего тракторного завода в 7 км на юго-восток от тогдашней столицы УССР Харькова. Как известно, Харьков является чрезвычайно централизованной системой: ядро города составляет территория харьковской крепости (нынешняя пл. Конституции). Эта историческая особенность — одна из основных причин транспортной проблемы в городе, из-за которой Харьков каждый день страдает от пробок. При разработке плана реконструкции города возникла идея разделить город на несколько местных центров с построением транспортным связей между ними в обход центра. Район ХТЗ должен был со временем стать как раз одним из таких центров.
Проект строительства соцгородка «Новый Харьков» (так изначально назывался посёлок) было поручено выполнить проектно-конструкторскому бюро НКВД под руководством Павла Федотовича Алёшина. Как и многое в то время, данное задание было выполнена в рекордно короткие сроки — в декабре 1929 г. был получен заказ на проект. Проект был разработан за 40 дней и утверждён уже в марте 1930 г. А в мае того же года началось непосредственно строительство.
Рассматривалось два варианта размещения посёлка — на Салтовской (сейчас здесь расположен Салтовский жилмассив) и на Лосевской площадках. Выбор пал на второй вариант в первую очередь из-за возможных транспортных проблем при строительстве посёлка на Салтовке. Проектировщики подсчитали, что на дорогу в одну сторону от дома до завода рабочие могут затрачивать до 2 часов. Кстати, впоследствии, уже в 70-е годы вплоть до открытия метро с Салтовки было крайне затруднительно добираться в центр города.
В «Задании на составление общего проекта планировки и застройки социалистического поседения при Харьковском тракторном заводе» авторы формулируют основное требование к новому городу, выстроенному на полном обобществлении бытовых функций и коллективизации общественной жизни: «Поселение должно всей своей планировкой обеспечить наиболее легкую перестройку социалистического быта в коммунистический», что с архитектурной точки зрения требует четкой дифференциации в пространстве различных предприятий культурно-бытового обслуживания «с максимальной их связанностью и взаимопроникновением». На практике это утверждение означало формирование в пределах одного (!) квартала всей необходимой бытовой инфраструктуры, необходимой для жизнеобеспечения населения этого квартала.
Интересно отметить, что при планировании обустройства квартала исходили из того, что интересы детей являются главенствующими (как бы хотелось, чтобы и сегодня было так). Именно поэтому возможная численность населения квартала или жилкомбината, как он тогда назывался, рассчитывалась из возможной численности детского населения и типичного состава школы в 280 человек. Именно организация
культурно-бытового обслуживания стала краеугольным камнем формирования системы планировки района: в каждом жилкомбинате должны быть построены 2 школы-семилетки, 2 детских сада и 1 ясли. Для застройки были выбраны наиболее спокойные с точки зрения рельефа участки размером 350 на 256 метров. Был даже специально рассчитан угол по отношению к меридиану, под которым с троился посёлок — это было сделано для обеспечения нормальной солнечной освещённости всех домов одновременно. Все построенные по этому принципу кварталы сохранились на ХТЗ сегодняшнего дня, в чём вы можете убедиться, посетив район.
Кто-то может сказать, что такие точные цифры вносят некоторую монотонность — это действительно так, но данная проблема решена другими средствами: с помощью так называемой строчной застройки и различной этажности домов в пределах квартала.
Что такое строчная застройка? Идея состоит в том, чтобы отказаться от старого принципа построения домов, когда строения сооружались вдоль улиц и проспектов, из-за чего практически круглосуточно в таком доме не было тихо из-за уличного шума. Данную проблему на ХТЗ решили, развернув дома на 90 градусов, торцом к основным магистралям.
В пределах одного квартала проектировщики применили приём сочетания зданий различной этажности: общественные здания строились не выше 1-2 этажей, а жилые дома сооружались с 4 и 7 этажами. Четырёхэтажки представляли собой общежития для семей, семиэтажки — общежития для одиночек. По проекту предполагалось объединить все здания в пределах квартала крытыми тёплыми переходами, чтобы в любое время года человек мог, не выходя на улицу, отвести ребёнка в детский сад, сходить в аптеку, сходить поесть в столовую (кухонь в домах не предусматривалось, питание осуществлялось централизованно). К сожалению, эта красивая идея так и не была реализована, хотя в зданиях были сооружены соответствующие ниши для таких переходов.

Вот так выглядел посёлок ХТЗ накануне немецкой оккупации Харькова.

Запись опубликована в рубрике Харьков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *