Познавая Грузию. Необыкновенная Аджария


Эта запись также доступна на: Украинский

Схема линий Грузинской железной дороги

Схема линий Грузинской железной дороги

Мой тбилисский день подошёл к концу в 22:45, когда в путь отправился ночной поезд Тбилиси – Махинджаури. Махинджаури – это, конечно же, не основная цель этой поездки, просто поезд непосредственно до Батуми не доезжает, заканчивая свой путь в его пригороде :). Хотя железнодорожные пути в город заходят. Несколько странно, конечно, что город, в котором строятся отели самых именитых мировых сетей, не обладает собственным железнодорожным вокзалом. Но в будущем всё может быть. 

Электронный ЖД-билет в ГрузииКак и в случае с автобусом из аэропорта, билеты на поезд в Грузии тоже можно бронировать и оплачивать заранее. Я, собственно, так и сделал, заказав на сайте билеты в вагон купе. Надо сказать, что в Грузии не нужно обменивать в кассе билеты, купленные заранее, на полноценные. Достаточно просто показать распечатанную на принтере бумажку проводнику. Причём эта бумажка по солидности и близко не напоминает билет (мой распечатанный билет — на картинке справа). Так, просто номер заказа, время и место отправления, время и место прибытия, фамилия и имя пассажира. Всё. Дальше – больше. При посадке проводник даже в лицо мне не посмотрел, просто сразу пропустил.

Хочу вам сказать, что грузинское купе и украинское купе – это две большие разницы. Наше купе – это такое купе, которое практически никак не видоизменилось со времён СССР. Грузинское же купе – это более мягкие сидения, наличие подлокотников и подголовников, телевизор в купе. Короче, просто осталось приятное впечатление. Зашёл я в вагон одним из первых. И достаточно длительное время в моё купе никто не заходил. Заходит куча народу, все заглядывают. И идут дальше. Даже мелькнула мысль «Неужели я поеду сам?». Но минут за 15 до отправления поезда выяснилось, в чём дело. Возможно, я ошибаюсь, но, по-видимому, в Грузии действует какое-то правило, согласно которому при появлении иностранца купе блокируется для местных жителей. Подтверждение тому – мои соседи по купе. Первыми зашли два милых поляка, а вслед за ними – грузин. Но такой, очень нетипичный грузин. Такой тихий-тихий, говорит по-грузински и по-русски. Английского не знает – в сегодняшней Грузии это уже удивительно. Особенно после того, как я в Тбилиси сталкивался часто с обратным: многие люди знают или только грузинский, или грузинский + английский.

Михал и Кася

Михал и Кася

В общем, неожиданно получилось. Я ожидал бессонную ночь ввиду поездки в поезде с местными ребятами. Но сложилось иначе. На полную включил инглиш и начал общаться с новыми друзьями-поляками. Михал и Кася. Кася – это сокращённый вариант Катажины – польского аналога Екатерины. Ребята приехали в Грузию из Варшавы (да-да, потому что оттуда тоже летает WizzAir). В отличие от меня, они здесь подольше задержались: приехали раньше, а уезжать собирались позже. Поэтому, понятное дело, смогли более полно вкусить местные особенности: облазили весь Тбилиси вдоль и поперёк, попробовали практически всё из местной кухни, вдоволь наобщались с местным населением. В принципе общение не особенно долго продолжалось: позднее время не способствовало. Поэтому, обменявшись контактами, мы легли спать. Кстати ночью, пока ехали, за окном была настоящая новогодняя погода: очень много снега, сугробы – просто идиллия.

На следующий день встали рано, потому как поезд прибывал в конечный пункт в 6:45. По плану я должен был проследовать с Михалом и Касей до хостела и помочь им начать общение с хозяином хостела, поскольку тот не говорил по-английски. Но, как и всё в этой поездке, ситуация начала развиваться не по плану. 🙂 Выйдя из поезда, мы, естественно, сразу набрали хозяина хостела, параллельно отбиваясь от настойчивых попыток местных «покатать по всему Батуми», «найти жильё недорого на любой вкус», «устроить тур по горам» и т.п. Мужчина на том конце провода явно не был готов к конструктивному общению, поскольку, судя по всему, мы его разбудили и прервали здоровый сон. С n-го раза мы ему дозвонились. Он пообещал подъехать к нам на машине. Зачем – непонятно, ведь судя по карте, до хостела идти пешком минут 5. Тут в игру вмешался водитель такси и стал нас убеждать в том, что на самом деле улица, о которой идёт речь, «в 3 километрах от вокзала где-то на горе». 🙂 Дошло до того, что между собой начали общаться Малхас (так звали водителя) и загадочный хозяин хостела. Хозяин так и не смог ничего внятно предложить: он уже в конце ни на звонки не отвечал, ни физически мы его рядом с собой не наблюдали.

Закончилось всё тем, что ребята плюнули на Махинджаури и решили рискнуть, поехав в тот хостел, в котором собирался остановиться я. До Батуми нас взялся довезти Малхас за 15 лари. В общем-то, вполне нормальная сумма за километров 10 пути, ещё и учитывая, что нас трое. Попутно нам провели мини-экскурсию по Махинджаури и Батуми и прорекламировали возможность поездки на целый день, и не просто по Батуми, а по самому городу и окрестным красотам Аджарии. Всё это удовольствие можно было организовать за 100 лари на троих. Немного пораскинув мозгами, решили не отказываться. Тем более поляки вообще ничего не теряли, у них если что ещё впереди запасной день был. А для меня это увеличение скорости просмотра объектов. Так что вот так мы и договорились встретиться через пару часов и отправиться в путь.

Хостел оказался вполне себе неплохим. «Непрошенных» поляков сразу подселили ко мне в 4-местные «апартаменты»: благо свободного места зимой там полно. В комнате две двухъярусные кровати, нифига не помогающий обогреватель и кондиционер, который ребята с ресепшна запретили включать. Почему – непонятно. Впрочем, мы потом всё равно его включили, и работал он вполне нормально, в комнате стало заметно теплее. Правда во всех остальных помещениях так и осталось зябко – видимо, всё это из-за того, что здесь явно не рассчитывают на случайных зимних посетителей. Отчётливо себе представляю, насколько там классно летом: в комнатах прохладно, есть роскошная терраса, закрытая от уличного шума, и всё это в Батуми…

Но у нас было далеко не лето, поэтому чтобы согреться, пришлось пойти на кухню, чтобы подзаправиться какими-то запасами еды, которые остались Тбилиси, запивая их горячим чаем. Мёрзли там не только люди. Пока мы сидели на кухне, с улицы в помещение зашёл кот – настоящая гроза местных авторитетов. Без лишних прелюдий залез ко мне на колени, пригрелся и сразу заснул. 🙂 Впрочем, любовь быстро прошла, когда открыли холодильник, из которого потянуло запахом мяска. 🙂

В 10 утра началась наша импровизированная экскурсия по Батуми и окрестностям. Уже с первых минут, стало понятно, что ещё больше впечатлений будет, если сюда направиться в тёплое время года. Очень многие вещи зимой просто не работают: например, знаменитая скульптура «Али и Нино», понятное дело, все фонтаны. Но, тем не менее, и без этого в регионе есть на что посмотреть.

Начали мы с небольшой деревушки Сарпи, которая достопримечательна в основном тем, что именно здесь находится основной пограничный переход между Грузией и Турцией. Вот так, да, дело чуть было не дошло до Турции. 🙂 Помешало только то, что поляки вынуждены оформлять визы в Турцию, в отличие от жителей большинства граждан стран СНГ. А так могли бы и до Измира докатиться… 🙂 Это кстати было совершенно невозможно в советское время. Зона доступности для простых смертных заканчивалась правым берегом реки Чорох. Дальше начиналась закрытая зона, которую 24 часа в сутки контролировала КГБ. В те времена там постоянно размещались подразделения советской армии.

Первую остановку делаем у памятника Андрею Первозванному, который внёс огромный вклад в дело привнесения христианства на грузинскую землю. А вы же помните, насколько серьёзно к этому относятся грузины, правда? Вот именно поэтому на самом «входе» в Грузию из Турции и появился этот памятник, воздвигнутый по сути в месте начала большого пути Андрея в Грузию. Памятник непосредственно рядом с небольшим водопадом, прямо у батумской трассы и, соответственно, прямо у моря.

Крепость в ГониоСделав несколько снимков на память, продолжаем движение и через минут 10-15 подъезжаем к древней крепости в Гонио. Приехали достаточно рано, поэтому пришлось немного подождать пока на работу подтянутся научные сотрудники археологического музея. Не опоздают, а просто вовремя подойдут – это ведь мы слишком рано припёрлись. 🙂 Поселение в Гонио существует уже несколько тысяч лет: первые люди появились здесь XVII веке до нашей эры. Крепость же построили римляне в I веке нашей эры в качестве одного из форпостов на границе империи. На территории крепости находится могила апостола Матфея, которого Иисус принял к себе после предательства Иуды.

Крепостные стены в ГониоНа протяжении истории крепость неоднократно переходила из рук в руки: вначале здесь господствовали римляне, а уже после разделения Римской империи – византийцы. В 1547 году крепость захватывают турки-османы, а уже в 1878 году крепость вместе со всей Аджарией переходит под протекторат Российский империи. Крепость окружают пятиметровые стены общей длиной 900 м. Сейчас в крепости есть 18 башен. Это меньше, чем было изначально, потому что некоторые башни со временем разрушились (изначально было 22 башни).

В 1994 году ввиду огромного историко-культурного значения грузинские власти объявили крепость в Гонио государственным музеем-заповедником. И сегодня на территории крепости действительно есть музей, в котором научные сотрудники собрали все археологические находки из крепости. Поляков, например, весьма удивили средневековые польские монеты, на которых по-прежнему чётко виден профиль короля Сигизмунда. Хотя на самом деле в этом ничего удивительного нет, ведь достоверно известен период в истории крепости, когда неподалёку от неё генуэзцы активно вели международную торговлю.

Автодорога Батуми - Ахалцихе после снегопадаВ музее, конечно, было очень интересно, но за день хотелось как можно больше посмотреть, поэтому мы вскоре продолжили путь. Следующая точка остановки оказалась самой интересной, причём даже не столько из-за места, к которому ехали. Путь мы держали к водопаду Махунцети, одному из красивейших в Аджарии. Дорога к водопаду пролегала через горы. И вот тут-то и начались приключения. Дело в том, что как раз накануне моего прилёта в Грузии резко испортилась погода: по всей стране (и особенно в горах) прошёл сильный снег. Стихия существенно затронула и Аджарию, в которой выпало небывалое количество снега. Очень нестандартная ситуация ввиду того, что снега в Аджарии в принципе не бывает никогда. Многие местные жители вообще в минувшем декабре впервые увидели снег, да ещё и в таком огромном количестве. Для детишек, конечно, радость была несказанная: наигрались в снежки на год вперёд.

А нам, «северным людям» :), тоже было на что посмотреть. Вы, например, давно видели сугробы высотой с человеческий рост? Я видел разве что сугробы по пояс, да и то – было это в далёком детстве. А вот такие громадины – вообще впервые. Чтобы вы понимали масштаб действия: в нормальное время дорога Батуми – Ахалцихе является двухполосной и вполне хорошо справляется с потом автомобилей – даже летом. После снегопада же дорогу толком не очистили от снега, и в итоге для проезда автомобилей осталась всего одна полоса. Грузины, конечно, в этой ситуации, проявили чудеса самоорганизованности и изобретательности, когда умудрялись развести встречные потоки автомобилей (в каждую сторону – штук по 10 машин). И это при том, что «кармашки» (места, где можно разъехаться) образовались далеко не везде.

А так, если отбросить бытовые неудобства, то возникало впечатление, что попал в рождественскую сказку. Вокруг белым-бело, аджарские горы напоминали Альпы (со снегом действительно похоже), ноги, проваливающиеся в снег по колено, узкие тропинки, протоптанные местными жителями, пальмы в снегу, автомобили, заваленные снегом по крышу (!) и которые совершенно невозможно откопать. И гвоздь программы – трактор ХТЗ, который спасает село у дороги от внезапно навалившегося обилия снега. Как вы понимаете, за всем этим величие водопада как-то потерялось: в снегу он выглядит не настолько убедительно, как жарким летом.

Назад в город мы ехали несколько дольше, чем к водопаду, потому что несколько раз попадали в снежные пробки, о которых я выше упоминал. Но так или иначе назад мы вернулись. И перво-наперво решили поесть. Ну как «перво-наперво». Этот термин предполагает быстрое выполнение чего-либо, а у нас обед несколько затянулся. Малхас нам порекомендовал, как потом оказалось, не самый дешёвую точку общепита – ресторанчик в египетском стиле. Лично я уже к тому времени успел наесться грузинской едой, поэтому заказал вполне обычные штуки: овощной суп, пюре, шашлык, простенький салатик из помидоров-огурцов и апельсиновый сок. Мои же польские друзья ещё не насытились, поэтому выбирали блюда по принципу как можно большей экзотичности названия. 🙂 Конечно же, они консультировались с официантом, но в итоге выбрали только необычное. Помните, что на порции здесь не скупятся? Вот и в этом раз мне навалили раза в два больше супа, чем я способен поглотить и точно так же в два раза больше картошки и шашлыков. В конечном счёте получилась странная ситуация, когда я заплатил за всё 35 лари, а наел только на половину. 🙂 Но зато опять же есть потом до конца дня уже не особо хотелось: не зря же мы все из кафе выкатились как те колобки.

Следующий пункт программы – победитель в номинации «Ошибка дня». 🙂 Дальше мы поехали в Батумский ботанический сад. Конечно, в моей жизни уже подобное бывало. В марте 2012 г. я посетил Никитский ботанический сад в Крыму. Но там ведь по крайней мере трава росла и подснежников было море. А здесь – шаром покати. Ходишь по саду и отчётливо понимаешь, что весной здесь станет ну просто оооочень красиво, а сейчас всё в зимней спячке. Нам-то вручили красочный буклетик с тем, сколько классных штук есть в ботаническом саду. В частности, сам принцип деления ботанического сада на зоны интересен: всё пространство разделили на более 20 площадок, каждая из которой представляет флору той или иной части земного шара. Сюда, пожалуй, сумели запихнуть растения со всего мира, но всё великолепие было скрыто от нас зимой и толстым снежным покрывалом. Единственное, что повеселило – это обилие мандаринов в саду, запорошенных снегом. Имело место и обилие разбросанной по территории мандариновой кожуры, а значит мандаринов настолько много, что никто даже и не заморачивается над тем, чтобы как-то охранять их от прожорливого рта туриста. 🙂 В общем, поболтавшись по саду часа полтора, мы отправились обратно в город, к последнему пункту программы.

Собственно говоря, по итогам покатушек по Аджарии, уже понятно, что последний пункт программы должен был быть первым и гораздо более убедительным по выделенному на него времени. Но сразу хочу сказать, что я ни о чём не жалею и воспринимаю что-то не увиденное как повод вернуться сюда снова – когда и погода будет получше, и на срок более длительный. Напоследок Малхас доставил нас к началу Батумской набережной, точке, откуда просматриваются многие новые достопримечательности города. Видели и памятник Али и Нино. Толком никакого впечатления не произвёл, потому как Али и Нино должны двигаться друг к другу, а без этого смотреть на конструкцию не очень интересно. Зато если обратить взор в другую сторону, то открывается прекрасный вид на новую архитектуру Батуми.

Башня "Алфавит" в БатумиНа переднем плане расположилась знаменитая башня «Алфавит». Это конструкция, похожая на молекулу ДНК, на спирали которой выбиты все 33 буквы грузинского алфавита. Грузинский язык кстати очень старый. Появился он примерно в V веке и, претерпев на протяжении истории ряд изменений, дожил до сегодняшнего дня, отражённого как раз в этой башне. Вместе с величием грузинского языка башня отражает также некоторый вакуум, который наступил в стране с уходом команды президента Саакашвили. Ведь в основном по их инициативе в стране и появились все новые архитектурные детали. Сейчас башня пуста и закрыта для посетителей. В куполе башни есть пространство, которую в которой ранее планировалось открыть ресторан. Сейчас же дальнейшая судьба этого уникального пространства остаётся непонятной.

Батумский технологический университетСовсем рядом находится самое высокое здание Кавказа – Батумский технологический университет. Этот 200-метровый небоскрёб – это яркий представитель авангардной архитектуры новой Грузии. Здание выделяется необычным структурным элементом – колесом обозрения, интегрированным в плоскость здания на 100-метровой высоте. Насколько я понял, колесо должно было расположиться рядом с университетским кампусом. 🙂 Поэтому можете себе представить, насколько офигенными были бы студенческие перерывы между парами. 🙂

Планировалось, что университет станет самым авторитетным учебным заведением региона, преподавание будет вестись только на английском языке. Дипломы нового вуза должны были бы стать равноценными дипломам ведущих американских университетов. Год обучения должен был стоить 12000 долларов – космическая по грузинским меркам сумма. Но важно помнить, что высшее образование – не самая сильная черта Грузии, поэтому правительство ежегодно выделяет лучшим выпускникам школ гранты на бесплатное обучение за границей. Аналогичным образом планировалось организовать обучение лучших студентов в Батуми. Тем более качество преподавания незначительно бы отличалось от заграницы: планировалось пригласить к преподаванию представителей Гарварда, Оксфорда, Кембриджа, Массачусетского технологического университета.

Всё это пишу в сослагательном наклонении, поскольку проект университета Батуми на сегодняшний день заморожен. Роскошная в архитектурном смысле башня пустует, студентов нет. И появятся ли они в будущем, никто не знает. Дело ведь не только в красивом здании, которое по сути – это красивая обёртка к более глубоким преобразованиям в образовании. А по состоянию на сейчас многие предпосылки к появлению учебного заведения нового типа в Грузии исчезли. Как по мне, это самая болезненная потеря последних лет для страны. Причина проста – таким образом страна лишилась одного из мощнейших инструментов построения собственного будущего.

С образованием не срослось, но зато отельеры успели. В Батуми успели зайти или находятся в процессе входа практически все ведущие мировые отельные сети. Здесь есть свой Hilton, Kempinski, Sheraton, Radisson Blu. Последний находится также возле набережной. Набор сервисов традиционен для гостиниц такого класса: 168 комфортабельных номеров с панорамными окнами, два ресторана, несколько бассейнов. И всё это обойдётся гостю от 135 до 335 долларов за ночь в зависимости от категории номера.

На этом наша поездка по Батуми подошла к концу, но Малхас напоследок всерьёз озаботился тем, как же я буду добираться из Батуми в аэропорт. Несколько раз объяснил ему, что я на карте всё посмотрел, и знаю, что от хостела легко добраться пешком до места выезда, что всё будет в порядке, что я успею… Но грузинская гостеприимность не знает границ. 🙂 Мы специально подъехали в туристический центр. Там нам не смогли прокомментировать, что это за автобус такой возит людей в аэропот. Подошли даже на ресепшн в Radisson Blu. Там девушка тоже не смогла ничего сказать. Закончилось всё тем, что мы набрали горячую линию транспортной компании, и там Малхасу всё объяснили на грузинском языке. Только после этого он успокоился. 🙂 В общем, удивительно такое отношение, где-то даже избыточно, но всё равно приятно.

Поскольку сам Батуми я нормально посмотреть не успел, я планировал сделать это вечером, пройдясь по городу с фотомашиной. Но и тут меня ждал сюрприз. Причина – мои кривые руки. Уронил фотоаппарат, который рухнул на пол по старому доброму принципу Простоквашино: не колбасой вниз, а объектив вниз. Результат аварии – повреждение байонета объектива. Естественно, о вечерней фотосессии пришлось забыть. Но ничего – всё, что ни делается – всё к лучшему. После возвращения домой объектив побывал в ремонте, в котором ему не только заменили байонет, но и сделали профилактическую очистку от пыли. То же самом сделали и с самим фотоаппаратом. В общем, одни плюсы. 🙂

А вечер в Батуми тоже не пропал зря: я с польскими дружбанами пополнил запасы провизии перед отъездом домой. А потом за чаем с вкусняшками пошёл вполне себе душевный разговор. Выяснили, что в Польше нет такого понятия как карамельная конфета, поэтому мы договорились, что в нашу следующую встречу в Польше или в Украине я обязательно притарабаню харьковских карамелек. Об украинских конфетах в Польше кстати очень хорошо отзываются. Кася заверила, что украинская кондитерка очень ценится в Польше, поскольку, во-первых, её тяжело достать из-за таможенных ограничений Евросоюза и Украины (см. неподписание соглашение об Ассоциации с ЕС, ага), а, во-вторых, качество продукции на порядок выше. Оценить это поляки могут только тогда, когда их украинские друзья завозят в страну конфеты в небольших количествах, чтобы и в Польше народ мог угоститься.

А на следующий день – подъём в пол-пятого, ранний автобус до аэропорта, несколько часов ожидания. И вот он – всё тот же самолётик, который через несколько минут унесёт меня домой. Грузия, до новых встреч! Надеюсь, мои самые положительные чувства к тебе взаимны! 🙂


Запись опубликована в рубрике Поездки с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *