Передовая Винница


Эта запись также доступна на: Украинский

Утренняя ВинницаСейчас в нашем обществе очень много обсуждают то, какой путь Украине выбрать для построения цивилизованного общества, в котором жить будет комфортно всем и каждому, а не только 1% населения, владеющего 99% ресурсов страны. Во время таких разговоров часто приходят к выводу, что, мол, надо ездить в Западную Европу, США, перенимать их опыт как самый передовой в мире. Но что удивительно, у нас самих уже на сегодняшний день есть положительные примеры такой оптимальной организации жизни. Как вы думаете, где можно посмотреть на уже свершившиеся изменения в лучшую сторону? Киев? Нет, в нашей столице проблем выше головы. По комфортности городской среды Киев, как по мне, далеко не лидер в стране. Харьков? Да, я люблю свой город и у нас, конечно, есть чем похвастаться. 🙂 Но всё равно мой город не самый крутой. А искать надо западнее столицы. Как ни странно, наибольших успехов в преобразовании городской среды добилась скромная Винница

Жемчужина украинского Подолья, расположившаяся примерно посредине между центром страны и её западом, с населением всего-навсего 370 тыс. человек непринуждённо уделала не только города из соседних областей, но и все украинские города-миллионники. Об этих успехах я давно был наслышан. Кроме того, мне несколько человек советовали посетить Винницу, обещали, что не разочаруюсь. Поэтому, конечно же, мне было всё это интересно и я себе давно наметил поездку сюда. Реальная же возможность выдалась в последние майские выходные, когда народ наш отдыхал 4 дня подряд.

Изначально планировал приехать в Винницу на день раньше, цивильно, на электричке, с утра, как все нормальные люди. Но так сложилось, что выезд пришлось отложить на день. Это привело к тому, что удобно доехать до города уже не получалось, и в итоге после двух электричек я оказался в Виннице то ли сильно рано утром, то ли даже ночью — в 2:30. Как оказалось, в этом ничего такого страшного не было. Более того, это даже на пользу пошло. Руководствуясь «горловским» алгоритмом, в такую рань осмотр Винницы имело смысл начинать только с городских парков. Дорога от вокзала до парка, конечно, не самая близкая, но вы ж понимаете, что времени у меня чуть менее, чем дофига. Поэтому совершенно спокойной можно вразвалочку неспешно прогуливаться по ещё пустым винницким улицам. Тем более уличное освещение в городе круглосуточное и ночью вообще не выключается.

Центральный парк в ВинницеВ Виннице две основных зоны отдыха — центральный городской парк и набережная Рошен. Вторая ближе к вокзалу, поэтому в первую очередь я попал именно на неё. Это, в общем-то и не полноценный парк, а просто набережная. Рано утром она, разумеется, совершенно пустая и безлюдная, но именно здесь расположилась главная городская достопримечательность. Утром она не работает, поэтому мы к ней ещё вернёмся к вечеру. 😉 Поэтому мы сразу же двигаемся к центральному городскому парку. Когда попадаешь в парк, не сразу осознаёшь, что на дворе уже 2014-й, а не 1984-й. Очень многое — асфальт, лавочки, аттракционы, осталось ещё с тех временем. Но здесь важно отметить, что весь этот раритет выглядит весьма опрятно. Видно, что за порядком и чистотой здесь следят. По этой причине этот «недостаток» вполне себе превращается в достоинство: получается, что обстановка очень уютная и домашняя. Мысленно сразу хочется перенестись в детство. Такой эффект мы уже наблюдали в предыдущих поездках.

Утро в Виннице

Побродив по парку и немного по окрестным улочкам, я всё-таки дождался его величество Рассвет. В момент восхода солнца я как раз находился на главной улице — Соборной. По ней кстати к этому времени уже вовсю рассекали трамвайчики. Выглядит всё это в рассветных лучах, конечно, потрясающе — всё залито оранжевым светом, вокруг приятная прохлада, ощущение свежести. Ну а с красивой картинкой, конечно, просто повезло — здесь заранее что-либо предусмотреть было невозможно.

Насколько Винница дружелюбна и удобна для жизни, понимаешь, когда проходишь рядом со зданием городского совета. Во-первых, именно здесь действует единый разрешительный центр с современной системой распределения человекопотока, позволяющей максимально быстро решить нужный вопрос. В здании предусмотрена комната для пап и мам, в которой они могут оставить своё чадо на время решения вопросов в мэрии. Она кстати окнами выходит на фасадную часть здания, выделяясь симпатичным разноцветным заборчиком. На территории горсовета и на улице рядом действует бесплатный Wi-Fi. Территория вокруг вылизана идеально с точки зрения удобства: есть полно лавочек, нет мусора, фонтанчики, цветочные клумбы. Кроме того, можно присесть / прилечь прямо на газон — это сделать приглашают соответствующие таблички. В общем, первое впечатление самое приятное. Дальше было только круче. 🙂

Винницкий трамвай, 10-е гг. XX века (почтовая открытка)

Винницкий трамвай, 10-е гг. XX века (почтовая открытка, Википедия)

Конечно же, невозможно было пройти мимо винницкого трамвая. Это явление в Украине совершенно уникальное. Винницкому трамваю в прошлом году стукнуло 100 лет. История трамвая богата на события. Изначально долго обсуждался проект трамвая. Первая линия тоже сооружалась долгие годы: строительство в силу разных причин постоянно приостанавливалось. И только к 1913 году винничане наконец домучили начатое и трамвай пошёл. В первой половине XX века трамвайная система дважды разрушалась практически до основания — во время гражданской войны и во время ухода немцев из города во время Великой Отечественной войны.

Tatra KT4SU на улице Соборной

Tatra KT4SU на улице Соборной. Такие ездили в Виннице вплоть до 2007 г. Фото D.A.mix. Источник

К 80-м годам трамвай в Виннице обрёл черты, которые и сегодня присущим всем основным украинским городам: хорошее покрытие города трамвайной сетью и, конечно, чешские трамваи Tatra, разные модификации которых и по сей день работают в множестве украинских городов. И тут грянул распад Советского Союза. Казалось бы, быть здесь третьему развалу винницкого трамвая. Но не тут-то было. Кризисные годы трамвайчик прошёл с честью, а во второй половине 2000-х годов начало радикальное обновление трамвайной системы. Закупать новые трамваи возможности не было, поэтому городские власти пошли на нестандартный шаг. Дело в том, что на тот момент в швейцарском Цюрихе началось массовое обновление трамвайного подвижного состава со старых «Карпфенов» и «Миражей» до новых «Кобр». Старые хоть и были в отличном состоянии, но девать их было особо некуда. В связи с этим швейцарцы обратили свой взор на страны СНГ и стали выбирать добрые руки, в которые можно пристроить родные трамваи. Бесплатно. В «кастинге» приняло участие 62 города с трамвайной колеёй шириной 1 м. Победу одержала Винница как город, в котором швейцарцев больше всего удовлетворили условия эксплуатации техники.

Хотя швейцарские трамваи уже давно морально устарели, они, тем не менее, по уровню технического оснащения превосходили действующие на тот момент в Виннице «Татры». Салон в швейцарских трамваях просторнее, материалы отделки салона качественнее. В салоне есть кондиционер и система отопления. Ну и двери в салон открываются не водителем, а пассажирами — так же, как, например, в Мюнхене. В итоге Винница получает 118 современных трамваев и получает возможность полностью обновить весь свой трамвайный подвижной состав, полностью отказавшись от своих старых трамваев. Кстати, Винница в этом смысле пошла по такому же добродетельному пути, как и Цюрих: часть трамваев власти раздали по другим украинским городам.

Швейцарский трамвай в ВинницеПроехавшись в швейцарском трамвайчике, могу чётко сказать — это восторг. Я, конечно, осознаю, что это глупо звучит и вообще-то надо бы к этому относиться как к должному. Но всё-таки сколько приятных и необычных для Украины мелочей. Начиная с самого простого — с кондукторов. В Харькове, допустим, далеко не все трамваи и троллейбусы ездят с кондукторами. Можно ли говорить в таком случае о какой-то нормальной выручке конкретной единицы подвижного состава? Следующая мелочь — электронное табло и объявление остановок. Чёткое выполнение графика, информацию о котором можно свободно получить как на официальном сайте винницкого трамвая, так и в виде табло на остановках общественного транспорта. Ну и главная фишка — бесплатный Wi-Fi в каждом трамвае. Как по мне, отличный стимул залезть в трамвай вместо маршрутки в тех городах, где ещё сохранилось дублирование маршрутов между разными видами транспорта (в Виннице этого уже нет). Откуда берётся интернет в трамвае? Всё очень просто: в данном конкретном случае трамваи оборудовала интернетом всем известная компания «Интертелеком». Взамен на это теперь в каждом трамвае висит по несколько плашек «Вільний Wi-Fi від Інтертелекому». То есть вполне возможно, что городу эта нужная фишка обошлась в копейки, если не бесплатно. В итоге красота и все довольны.

На трамвае я прокатился до района с романтичным названием «Вишенка» и обратно. Ну а после покатушек меня уже с нетерпением ждал очередной гвоздь программы. О нём мы поговорим уже в следующей статье! 🙂


Запись опубликована в рубрике Поездки с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии:

7 комментариев на «Передовая Винница»

  1. Уведомление: Винница в стиле ретро | SoloWay

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *